Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В таможенно-правовых отношениях задействовано множество участников. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что любой бизнес требует системного подхода. Тем более бизнес, связанный с импортом товаров. Планируя экспортно-импортные операции, необходимо учитывать неизбежную для них процедуру – таможенное декларирование товаров.
Эта процедура представляет собой оформление различных документов, необходимых для максимально быстрого прохождения таможни без ненужных проволочек, увеличивающих сроки поставки товара.
Как правило, декларационные документы оформляет аккредитованный таможенный представитель. Компании-импортеры предпочитают не брать на себя хлопоты, связанные с такой процедурой, как таможенное декларирование грузов. Такая работа требует большого опыта и высокой квалификации. Держать специалиста такого уровня в штате невыгодно для торговых компаний. Увеличение экспортно-импортных операций, а также увеличение сегмента рынка, который занимают таможенные представители, определяют актуальность работы.
Данную тему исследовали следующие авторы: Бакин Г.И., Еременок В.Г. , Веретенцева И.В. , Волков Д.А. , Горяинова В.В. , Дибиров Ю.С. , Дроздова К.В., Алексеева М.В. , Каминский Я.В., Алексеева М.В. , Качалов П.Н., Борисова К.В. , Кобзарь-Фролова М.Н. , Кожуханов Н.М. , Коробейников В.Н. , Малышева Т.А. , Метельков С.Н. , Микаилова Л.Н. , Миклашевская М.А., Холопов А.В. , Мовчан И.И., Мовчан Е.И. , Молчанова О.В. , Салчак А.Р. , Сидоров Е.И. , Смоленский М.Б., Алексеева М.В. , Стародубцев С.В. , Чаранов А.М. , Чебану А.А. , Шахмаметьев А.А. .
Цель – определить понятие, классификацию и статус участников таможенно-правовых отношений. Задачи:
привести общую характеристику участников таможенно-правовых отношений;
определить понятие и статус участников таможенно-правовых отношений;
привести классификацию участников таможенно-правовых отношений;
исследовать деятельность юридических лиц как участников таможенных правоотношений;
исследовать юридические лица как участников таможенных отношений;
изучить доказывание вины юридического лица;
провести анализ нормативно-правового регулирования деятельности участников таможенно-правовых отношений;
исследовать физические лица как субъекты таможенно-правовых отношений;
определить правовые основы и специфику деятельности международных организаций.
Объект участники таможенно-правовых отношений. Предмет понятие, классификация, статус участников таможенно-правовых отношений.
1. Общая характеристика участников таможенно-правовых отношений
1.1. Понятие и статус участников таможенно-правовых отношений
Определим понятие и статус участников таможенно-правовых отношений. Согласно закону "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", главе 3 «Участники внешнеторговой деятельности», таковыми являются российские лица и иностранные лица как участники внешнеторговой деятельности. Любые российские лица и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности. Это право может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и другими федеральными законами .
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами.
Согласно ст. 2 ТК ЕАЭС выделяются следующие субъекты :
"декларант" - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;
"заинтересованное лицо" - лицо, интересы которого в отношении товаров затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов или их должностных лиц;
"иностранное лицо" - лицо, не являющееся лицом государства-члена;
"лицо" - физическое лицо, юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом;
Кроме того в законе отмечены:
лицо государства-члена
перевозчик
таможенные органы
таможенный орган назначения
таможенный орган отправления
таможенный представитель.
Так, таможенный представитель это - официально внесенная в соответствующий государственный реестр, и имеющая лицензию на свою деятельность, организация, оказывающая на коммерческой основе, услуги по таможенному оформлению груза и транспортных средств.
Таможенный представитель – это компания посредник, выступающая в качестве представителя экспортера/импортера на таможне и в других государственных органах.
Основная цель работы таможенного представителя – качественное и быстрое прохождение товара на границе.
Рассмотрим деятельность таможенный органов. Так, в 2018 г. таможенные органы Дальневосточного региона оформили 154 электронных ГТД на рыбную продукцию. 75 на ввоз и 79 на вывоз. Можно говорить о том, что декларанты не заинтересованы в работы с электронными документами, несмотря на то, что, таможни обладают соответствующим аппаратным обеспечением.
Существует проблема соблюдения сроков таможенного оформления рыбной продукции. Существуют проблемы применения системы управления рисками таможенного досмотра большого объема рыбной продукции на бортах судов. Для ее проведения требуется выгрузка, транспортировка и складирование. Все это приводит к нарушению сроков, установленных для данных операций Правительством РФ, большим затратам времени и материалов. Данные операции отрицательно влияют на продукцию и ее потребительские свойства.
Не во всех порт-пунктах Дальнего Востока есть возможность постановки судов к причалу. Часто на судне перевозится товар, предназначенный для разных отправителей для последующего декларирования в режиме экспорта и вывоза без выгрузки. На деле же при проведении таможенного досмотра, производится разгрузка всего судна.
Если существует необходимость проведения таможенных досмотров, их степень снижается со 100 % до 10 %. После отправления аргументированных обращений ДВТУ в ФТС России рыба свежая или охлажденная и мороженая были исключены из зоны риска.
Ставки вывозных таможенных пошлин применяются на день фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации. Для уменьшения степени чрезмерного администрирования ДВТУ предложило исключить из области риска товары, для которых количественные и качественные характеристики подтверждаются уполномоченными должностными лицами ГМИ.
Однако таможенный контроль в отношении мороженой рыбы необходим. Например, при вывозе рыбы РС «Батурино» было выявлено превышение веса партии и произведен полный таможенный досмотр. Было выявлено 1809,15 кг. Незадекларированного товара. РС «Батурино» с грузом на борту оформлен на отход только через несколько дней.
В сентябре 2017 г. ФТС были приняты решения по совершенствованию процедур таможенного оформления и контроля, организации информационного взаимодействия с Росрыболовством и Пограничной службой ФСБ России .
Существует предложение по составлению проекта технического регламента определения веса рыбной продукции, отмене таможенных сборов за таможенное оформление или фиксация ставки сборов в отношении ввозимой рыбной продукции, выловленной российскими рыбопромысловыми судами в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации.
В марте 2013 г. был выявлен факт 100% перевешивания рыбы при таможенном оформлении судна МК- «Россйоки». Проблема обсуждалась на Координационном совете по взаимодействию с федеральными органами власти .
На сегодняшний день действует приказ ФТС, устанавливающий порядок совершения таможенных операций при ввозе продуктов рыбного промысла .
Если по результатам таможенного контроля ввозимой продукции морского промысла выявлено, что товар произведен в Российской Федерации, таможенное декларирование не производится, декларация не подается. Приказ ФТС регламентирует срок совершения таможенных операций.
Таможенные операции и контроль проводятся должностными лицами в срок не более трех часов с момента начала проведения государственного контроля .
В таможнях, работающих с рыбными товарами, проводятся заседания Консультативных советов, на которых решаются проблемы работы с участниками ВЭД. Регулярно проводятся рабочие совещания и встречи с участниками ВЭД, для оперативного выявления и решения проблем работы с таможенными структурами.
ДВТУ взаимодействуют с территориальными органами Росрыболовства, администрациями территориальных образований, другими государственными контрольными органами.
В Таможнях определены конкретные должностные лица, ответственные за таможенное оформление рыбной продукции, которые проводят консультации по вопросам.
Таможенное оформление рыбопромысловых судов проводится в первоочередном порядке. При этом существует проблема при окончании срока действия декларации соответствия и добровольный сертификат на мороженую рыбу.
С 01.09.2017 с вступлением в силу ТР ТС 040, рыба мороженая классифицируется как «непереработанная пищевая продукция», т.к. «обработка»-термическая обработка (кроме замораживания и охлаждения) стр. 11 тр тс 040.
Глава XI ТР ТС 040. ст.80. стр 49. Пищевая рыбная продукция перед выпуском в обращение на территории Союза подлежит оценке. Соответственно, мороженая рыба с Дальнего Востока согласно ТР ТС подлежит в) ветеринарно-санитарной экспертизе не переработанной пищевой продукции животного происхождения.
Согласно ст 86 ТР ТС Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и оформление ее результатов проводится в соответствии с ТР ТС 021, в части ветеринарно-санитарной экспертизы. Иными словами, декларированию мороженая рыба не подлежит.
Согласно стр. 43 ст.30 ТР ТС 021 проведение ветеринарно-санитарной экспертизы осуществляется в соответствии с законодательством государства-члена ТС.
Таким образом, в 2018 году, у предприятий, у которых закончились документы, продукция получит только ветеринарное свидетельство, поскольку сертификат не обязателен, а добровольный. Если продукция декларированию не подлежит согласно ТР ТС 040, то удостоверения качества тоже не обязательны.
Не переработанная рыбная продукция подлежит только ветеринарному контролю, под декларирование она не попадает с вступлением ТР ТС.
На практике из-за значительного грузопотока, сложностей в определении вида мороженой рыбы, конструкционных особенностей транспортных средств, участвующих в трансграничном перемещении товаров, и многих других факторов проведение таможенного контроля в пунктах пропуска и на этапе таможенного декларирования в отношении всех перемещаемых товаров бывает затруднительным. Помимо этого, многие контрольные меры являются времязатратными, что требует от таможенных органов обоснованности их применения (например, таможенная экспертиза, таможенный досмотр и т.п.).
1.2. Классификация участников таможенно-правовых отношений
Участник таможенно-правовых отношений может быть как физическим, так и юридическим лицом, государственным или муниципальным органом.
Так, например, Таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают на таможенной территории Союза выполнение следующих задач:
1) защита национальной безопасности государств-членов, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;
2) создание условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу Союза;
3) обеспечение исполнения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, иных международных договоров и актов, составляющих право Союза, законодательства государств-членов о таможенном регулировании, а также законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.
В целях обеспечения выполнения возложенных на таможенные органы задач таможенные органы в пределах своей компетенции выполняют следующие функции:
1) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;
2) взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, возврат (зачет) и принятие мер по их принудительному взысканию;
3) обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза;
4) противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при проведении таможенного контроля за перемещением через таможенную границу Союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;
5) предупреждение, выявление и пресечение преступлений и административных правонарушений;
6) защита прав на объекты интеллектуальной собственности на таможенной территории Союза;
7) ведение таможенной статистики;
8) осуществление экспортного, радиационного и иных видов государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством государств-членов.
На таможенные органы могут быть возложены иные задачи и функции, определяемые законодательством государств-членов и (или) международными договорами в рамках Союза.
В соответствии с законодательством государств-членов отдельные функции таможенных органов, связанные с взиманием таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, контролем правильности их исчисления и своевременности уплаты, возвратом (зачетом) и принятием мер по их принудительному взысканию, могут быть возложены на другие государственные органы государств-членов.
Система таможенных органов и условия прохождения службы в таможенных органах устанавливаются законодательством государств-членов.
Таможенный представитель также является участником таможенных правоотношений. Таможенный представитель - это юридическое лицо государства-члена Таможенного союза.
Юридическое лицо признается таможенным представителем после включения в реестр таможенных представителей.
Порядок включения в реестр таможенных представителей и исключения из этого реестра определяется законодательством государств-членов таможенного союза.
Таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза на территории государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей.
Отношения таможенных представителей с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе.
Таможенные органы ведут реестр таможенных представителей и обеспечивают его периодическую публикацию, в том числе с использованием информационных технологий.
Комиссия Таможенного союза на основании реестров, ведущихся таможенными органами, формирует общий реестр таможенных представителей, и обеспечивает его периодическую публикацию, в том числе с использованием информационных технологий.
Законодательством государств-членов Таможенного союза могут определяться квалификационные требования к работникам таможенных представителей, непосредственно осуществляющих таможенные операции, и условия выдачи таким лицам документа, подтверждающего их соответствие установленным требованиям.
При совершении таможенных операций для таможенного представителя не должны устанавливаться менее благоприятные условия или предъявляться более жесткие требования, чем те, которые установлены и предъявляются при совершении таможенных операций декларантом или иными заинтересованными лицами в соответствии Таможенным кодексом Таможенного союза.
Деятельность компании ведется на основании Устава. Работа сотрудников производится на основании должностных инструкций.
Деятельность бухгалтерского учета ведется в соо
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.
2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.11.2019) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.08.2018, N 32 (часть I), ст. 5082.
4. Приказ ФТС России от 3 октября 2011 г. № 2012, а также приказы ФТС России от 30 июля 2010 г. № 1428 «Об утверждении формы реестра таможенных представителей»//Российская газета 08.08.2010, №23
5. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2015 года Дело N А56-40221/2014.
6. Бакин Г.И., Еременок В.Г. Таможенный представитель – СПб: АО «Нева-Терминал», 2011.
7. Веретенцева И.В. Особенности возбуждения таможенными органами РФ дел об административных правонарушениях в области интеллектуальной собственности // В сборнике: Публично-правовые механизмы в обеспечении общественного развития материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Нины Антоновны Куфаковой. Российский университет дружбы народов. 2017. С. 52-59.
8. Волков Д.А. Вопросы административной ответственности должностных лиц таможенных представителей за правонарушения в области таможенного дела // Вестник Уральского финансово-юридического института. 2017. № 2 (8). С. 61-64.
9. Горяинова В.В. Современные тенденции и особенности развития мировой торговли и международных экономических отношений // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 5. С. 99.
10. Детерминация факторов развития правового регулирования таможенных правоотношений в российской федерации в условиях функционирования евразийского экономического союза / Рыльская М.А., Шохин С.О., Боброва О.Г., Кожанков А.Ю. // Государство и право. 2019. № 9. С. 97-106.
11. Дибиров Ю.С. Физические лица как участники таможенно-правовых отношений // В сборнике: Российская наука в современном мире сборник статей XIX международной научно-практической конференции. 2018. С. 165-166.
12. Дроздова К.В., Алексеева М.В. Предмет и пределы доказывания по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела // В сборнике: актуальные вопросы современного права. Пути теоретического и практического решения проблем сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 41-45.
13. Каминский Я.В., Алексеева М.В. Особенность привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела // В сборнике: актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 73-77.
14. Качалов П.Н., Борисова К.В. Производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела // В сборнике: актуальные проблемы взаимодействия общественности с органами государственной власти и органами местного самоуправления Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 117-120.
15. Кобзарь-Фролова М.Н. Административно-юрисдикционная деятельность таможенных органов по назначению административных наказаний за правонарушения в области таможенного дела // Вопросы правоведения. 2017. № 1 (39). С. 111-126.
16. Кожуханов Н.М. Система наказаний за административные правонарушения в области таможенного дела // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 2. С. 48-55.
17. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / Под общ. ред. Б.В. Россинского. 2 - е – 3 - е изд. / Редакция: Российской газеты, 2015. – С. 243.
18. Коробейников В.Н. Особенности правового статуса субъектов таможенных правоотношений // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 2019. Т. 4. № 11-2. С. 125-129.
19. Коробейников В.Н. Особенности правового статуса субъектов таможенных правоотношений // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО "Донецкий национальный университет". 2019. Т. 4. № 11-2. С. 125-129.
20. Коробейников В.Н. Субъекты таможенных правоотношений // В сборнике: Развитие юридической науки в контексте евразийской интеграции Сборник научных статей по итогам работы международного круглого стола. Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики; ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 2018. С. 84-87.
21. Коробейников В.Н. Таможенные органы как субъекты таможенной политики // В сборнике: Актуальные проблемы административного, финансового и трудового права сборник научных статей по итогам работы круглого стола. Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики; ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». Донецк, 2019. С. 58-62.
22. Малышева Т.А. К вопросу об особенностях финансово-правовых льгот при оказании гуманитарного содействия // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 1. № 66. С. 228-231.
23. Метельков С.Н. Совершенствование правового статуса специалиста как направление развития института применения специальных знаний в таможенном деле // Вестник Российской таможенной академии. 2013. № 3. С. 124-130; Нестеров А.В. Проблема взятия проб (образцов) товаров в таможенных целях // Вестник Российской таможенной академии. 2009. № 3. С. 84-89.
24. Микаилова Л.Н. Административная ответственность перевозчика за правонарушения в области таможенного дела // В сборнике: Сборник научных работ студентов юридического факультета Российской таможенной академии Государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская таможенная академия», Юридический факультет; Под редакцией М.А. Алпеевой. Москва, 2017. С. 77-81.
25. Миклашевская М.А., Холопов А.В. Международная экономика – М.: Дело и сервис, 2016. С. 121.
26. Мовчан И.И., Мовчан Е.И. Таможенные вопросы в деятельности российских предпринимателей (практическое руководство) – М: «ПРИОР», 2010.
27. Молчанова О.В. Таможенное дело. Учебное пособие. - М.: «Феникс», 2011.
28. Мусаева Г.М. Таможенное законодательство: новеллы 2018 года // Юридический вестник ДГУ. 2019. Т. 29. № 1. С. 69-73.
29. Общий и таможенный менеджмент / Федоренко К.П., Витюк В.В., Нетаев О.В. Москва-Берлин, 2018.
30. Развитие внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации: таможенный аспект. Сборник материалов научно-практической конференции ученых, аспирантов и студентов - М.: РИО РТА, 2011
31. Салчак А.Р. К вопросу установления и доказывания вины юридических лиц при производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. LI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(50).
32. Сидоров Е.И. Административная ответственность должностных лиц за правонарушения в области таможенного дела // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 1. С. 76-81.
33. Смирнова В.С. Механизмы защиты прав юридических лиц в таможенных правоотношениях // Студенческий форум. 2019. № 11 (62). С. 63-66.
34. Смоленский М.Б., Алексеева М.В. Административное право для бакалавров. Учеб., Рн / Д.,Феникс, 2015. – С. 138.
35. Стародубцев С.В. Дальнейшее развитие таможенного права в связи с заключением договора о евразийском экономическом союзе // Вестник Евразийской академии административных наук. 2015. № 1 (30). С. 33-39.
36. Стародубцев С.В. Договор о евразийском экономическом союзе и дальнейшее развитие таможенного права таможенного союза // Философия социальных коммуникаций. 2016. № 1-2 (34-35). С. 80-85.
37. Стародубцев С.В. Критерии построения системы таможенного права // В сборнике: поиск модели эффективного развития: экономико-правовые аспекты социо-хозяйственной модернизации на постсоветском пространстве Сборник статей международной научно-практической конференции. под редакцией Г. Б. Клейнера, Э. В. Соболева, В. В. Сорокожердьева. 2015. С. 275-282.
38. Стародубцев С.В. Место таможенного права в системе российского административного права в контексте функционирования ЕВРАЭС // Очерки новейшей камералистики. 2015. № 2. С. 22-29.
39. Стародубцев С.В. Правовая природа таможенного кодекса таможенного союза в системе форм (источников) таможенного права // В сборнике: Актуальные проблемы административной деятельности полиции Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодарский университет МВД России. 2015. С. 264-273.
40. Стародубцев С.В. Правовая природа таможенного кодекса таможенного союза в системе форм (источников) таможенного права // Вестник Евразийской академии административных наук. 2015. № 4 (33). С. 82-87.
41. Стародубцев С.В. Система современного таможенного права ЕВРАЭС // В сборнике: Развитие и применение международного права и международного частного права материалы Всероссийской научно-практической конференции. Северо-Кавказский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия». Ответственный редактор: Новикова Т.В.. 2016. С. 215-224.
42. Стародубцев С.В. Таможенное правоотношение: некоторые дискуссионные вопросы юридической природы // Вестник Евразийской академии административных наук. 2015. № 3 (32). С. 60-64.
43. Стародубцев С.В. Таможенный кодекс таможенного союза как основой источник таможенного права евразийского экономического союза // Философия социальных коммуникаций. 2016. № 1-2 (34-35). С. 75-79.
44. Тукеев Д.Л., Салакова Л.Д. Перспективы использования в евразийском экономическом союзе международного опыта по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров // Бюллетень инновационных технологий. 2019. Т. 3. № 2 (10). С. 40-44.
45. Чаранов А.М. Понятие административного правонарушения в области таможенного дела в законодательстве стран-участниц Евразийского экономического союза // В сборнике: WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2017. С. 173-176.
46. Чебану А.А. Расследование административных правонарушений в области таможенного дела // Форум молодых ученых. 2017. № 12 (16). С. 1952-1957.
47. Шахмаметьев А.А. Международно-правовые источники в системе правового регулирования таможенно-тарифных отношений // Гражданское право. 2007. № 2. С. 17-31.